История натуральной косметики

косметика в средние века

На сегодня очень популярной считается качественная, натуральная косметика: тушь для ресниц, помада или румяны и т.д. Не удивительно – одним из главных символов красоты, как и в древности, остается чистая и здоровая кожа. Химические продукты вряд ли добавят ей здоровья. Тем более вопрос становится острее, для тех, у кого проблемная кожа и уход за ней требуется более тщательный.

Опыт травяной медицины в Европе был обобщен прежде всего в сочинении греческого врача Диоскурида (I в. н. э.), которое называлось «De Materia medica» («О целебных растениях»). Трактат представлял собой собрание мифов и народных сведений более чем о 500 лечебных травах. Возможно, он основывался на опыте знахарей. Вплоть до XV в. сочинение оставалось основным пособием ученых травознаев.

Однако в христианские времена многие растения, в которых находили запечатленными чистоту, девственность, смирение и материнскую любовь, во времена Средневековья были посвящены Деве Марии. Это позволяло изготавливать косметику, что иначе бы привело к сопротивлению церкви. Христианские предания приписывали возникновение косметики ряду демонов, якобы научивших женщин ей пользоваться. В случае же приготовления средств из «богоугодных» растений можно было обойти этот негативный момент.

К примеру, незапятнанная, белоснежная, чистая цветущая лилия (candidum) или царственная роза, скромная фиалка, покорно склоняющаяся под ветвями, стремящимися к небу; невинная маргаритка – вечером она заботливо прикрывает лепестками золотую корзинку, поэтому ее называют «корона Марии».

Когда-то любимый цветок богини Фреи – первоцвет, который помогал ей открывать принадлежавшее ей небо высшего счастья, – теперь становится ключом Девы Марии от неба, принадлежащего Христу. Земляника, которая всегда была символом соблазна и наслаждения любви. Но ее невинно-белые цветки, появляющиеся одновременно с созревающими плодами, невольно навевают сравнение с Девой-Матерью и потому превратили ее в цветок Богоматери.

Шапочка соцветия водосбора напоминает пять сидящих рядышком по кругу голубков – голубь тоже олицетворяет девственную невинность Марии. Если же сделать поперечный срез цветка, то получится пентаграмма – магическая пятиконечная звезда, что позволяло использовать водосбор для борьбы с демонами. А прелестно склоненная головка этого смиренного цветка и трижды три раза по три разделенные листья символизируют страстную молитву и триединство; поэтому когда-то этот цветок называли «перчаткой с руки нашей любимой дамы». Посвященное христианской добродетели, это растение не утратило своей чувственной силы, и долго еще семена его примешивали к любовным напиткам и эротическим мазям.

Если перейти к практическим советам, то одним из первых и любимых растений будет уже упоминавшаяся ромашка – ее цветы применялись в виде отваров и добавлялись к воде для омовений в свежем виде, обладая бактерицидным и спазмолитическим свойствами и придавая коже здоровое сияние. Более насыщенным настоем ополаскивали волосы после мытья и при расчесывании, что придавало им золотистый блеск.

Добавить комментарий