Радзины – праздник народный

аистКаждый день в Белоруссии рождается несколько сотен детей. Пройдут первые, самые беспокойные дни, недели, младенец подрастет, и семья начинает думать, как отпраздновать Радзины.

Есть у белорусского народа радостный, искренний, особенный праздник по случаю рождения ребенка — радзины (хрэсьбины, хрысцины, ксцины). Это богатство мы постепенно потеряли на жизненных путях-дорогах, как потеряли иные обычаи и обряды, моральные нормы.

Сегодня потихоньку кое-что из чистых народных колодцев возвращается в нашу жизнь, чтобы обогатить ее духовно. Думаю, что со временем вернутся и наши красивые обычаи и обряды, и уже не перепутаем мы радзины с Днем геолога. А пока что хочу познакомить уважаемых читателей с традиционными радзинами, которые праздновались в конце XIX — начале XX века в каждой белорусской семье.

Родился ребенок … Бабка-повитуха управляется не хуже современной акушерки. Ребенка купают в настое ароматных трав, в воду бросают серебряную монету и несколько ржаных зерен, чтобы он был богатым и счастливым. Девочкам добавляют еще немного молока, чтобы была белолицая и красивая. А вот в кипяченой воде в Беларуси детей не купали, так как верили, что они от этого будут злыми и крикливыми. О людях с такими чертами характера говорили: «Он в горячей воде купаный». Воду после первого купания нельзя было оставлять на ночь в доме, так как считалось, что от этого с ребенком случится несчастье. Воду выливали в тихом месте, где не ходили люди и животные, чаще под фруктовое дерево. На Полесье, когда купали девочку, воду выливали на крыльцо, чтобы она, когда вырастет, скорее вышла замуж. Выкупанного ребенка заворачивали в чистое белье родителей, чтобы он любил свою семью. Иногда в шутку, а иногда всерьез опытная повитуха одевала мальчика в женскую рубашку, чтобы его любили девушки, а девочку — в мужскую, чтобы любили ребята.

белорусыПервое укладывание в колыбель также сопровождалось разными магическими действиями. Чтобы отогнать от ребенка злые силы, в колыбель клали уголек, хлеб, соль, железный предмет. Некоторым сегодня могут показаться все эти обрядовые действия смешными и глупыми. Но подождите осуждать. Родовые обычаи и обряды были неотъемлемой частью народной жизни, культуры, морали, философии. А какие основные ценности содержались у белорусского крестьянина, на что он ориентировался? Жить в согласии с окружающей средой, с людьми, иметь хлеб, достаток в доме, здоровье себе и своим детям, чтобы они выросли трудолюбивые, красивые, вовремя вступили в брак.

Хотя рождение ребенка было довольно частым и привычным явлением в дореволюционной крестьянской семье, все же на некоторое время это событие нарушало привычный уклад жизни, хозяйка не могла несколько дней выполнять обычную домашнюю работу.

И тут на помощь приходила повивальная бабка: она купала ребенка, готовила еду, присматривала за другими детьми роженицы, выполняла всю домашнюю женскую работу. Пищу бабка несла в горшках, и все говорили: «Баба идет с горшками», что означало: «повивальная бабка идет проведать роженицу». Кроме того, роженицу в первые дни после родов посещали соседки, родственницы, подруги. В этом обычае, как и в иных, все подчинено одной цели: помочь роженице и ее семье в первые дни и не оставить без внимания сам факт рождения ребенка. Чтобы не утомлять роженицу и не приносить сразу много пищи, шли проведать по 2-3 женщины. Принесенные продукты отдавали с разными пожеланиями: «Съешь, чтобы заняло место в животе», «Что вышло из родительницы, то чтобы пополнилось» и т.д.. Роженице приносили яичницу, различные блины, коржи, мед, творог со сметаной, колбасы, какую-либо кашу, обязательно горячее блюдо — суп, борщ, а из сладкого — отвар сушеных черники, яблок, груш, слив с медом. Во время проведок женщины поддерживали роженицу, вспоминали разнообразные случаи из своей женского жизни, но на новорожденного старались не обращать внимания, «чтобы не сглазить». Ребенок прятала бабка, которая неотлучно при нем находилось. Присутствие мужчин здесь, за исключением мужа роженицы, осуждалось и высмеивалось. О мужчине, который случайно попал в дом роженицы во время проведок, говорили: «Он пуп облизала».

Если роженица поправлялась, семья готовиться к родзинам, которые чаще всего отмечались в день церковного крещения ребенка. В то время как кумовья уезжали в церковь, старшая дочь в семье ходила по деревне и приглашала в гости: «Просили папка и мамка, и я прошу на хрэсьбины». Без приглашения на торжество никто не шел. На хрэсьбинах случались шутки и высказывания свободного характера, поэтому холостые парни и незамужние я девушек сюда не приходили. На хрэсьбины женщины несли продукты и подарки, мужчины — деньги. Постепенно все приглашенные собирались в дом, куда к этому времени возвращались кумы с ребенком. Отдавая ребенка родителям, говорили им: «Дай-то бог вашему сыну (дочке) стоять так под венцом, как под крестом». Кумовья передавали ребенка отцу, который на несколько минут клав его на крыльцо, чтобы присоединить к родному дому. За столом самые почетные места принадлежали кумам и повитухе. Кумы за праздничным столом шутили, смеялись, чтобы ребенок, когда вырастет, был общительный и приветливый. Специальным обрядовым блюдом на хрэсьбинах была бабья каша. Ее варила баба-повитуха из грецких орехов, перловой, пшенной или другой крупы с маслом, молоком, сахаром. На Полесье кашу украшали бумажными цветами, лентами, конфетами. В некоторых районах Беларуси «бабьей кашей» была яичница.

Делили обрядовое блюдо обычно в конце хрэсьбин. А пока празднование шло своим чередом: песни сменялись скачками, скачки — обрядовыми играми. Песни на рождении, также, как и на традиционной белорусской свадьбе, объясняли обрядовые действия или вторили им.

Случалось, в разгар празднования в дом заходил человек, одетый «аистом» (на нем вывернутый кожух, рукава связаны над головой). «Аист» поздравляли родителей младенца, обещал приносить им детей ежегодно: «Если будете просить, то буду носить, носить и носить».

Большое значение имел обмен подарками. Дарили полотенца, платки, полотно, хлеб. Часто бабка, получив подарки от роженицы, делала магические действия, которые должны были дать ребенку счастье, здоровье, богатство, принести благополучие и богатство в дом его родителей. Бабка, накрывшись подарком, забиралась на лавку и три раза подпрыгивала, говоря: «Чтобы мой внучек большой рос, счастлив был! чтобы на его долю послал бог всего вволю» или: «На полу ребятки, под полом агнцы, в сарае поросята!»

В наши дни в Беларуси, особенно в ее столице, возрождаются различные народные праздники и обряды: «Гуканне в ясный», «Купалье», «Рождество», «Дзяды». Есть надежда, что и традиционные радзины со временем займут соответствующее место в нашей жизни.

Добавить комментарий